ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Article Index
ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Page 2
Page 3
Page 4
Page 5
Page 6
Page 7
Page 8
Page 9
Page 10
Page 11
Page 12
Page 13
Page 14
Page 15
Page 16
Page 17
Page 18
Page 19
Page 20
Page 21
Page 22
Page 23
Page 24
Page 25
Page 26
Page 27
Page 28
Page 29
All Pages

ББКбО.бОр.ЗО С78
Авторы: канд. экон. наук Л.П. Харченко (гл. 1, разд. 9.1), доц., канд. экон. наук В.Г. Долженкова (разд. 8.2, 8.3, 10.1, 10.5, 10.6), и.о.проф., канд. экон. наук В.Г. Ионин (разд. 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7, 5.4 -5.6, гл. 6, разд. 7.7), доц., канд. экон. наук В.В. Глинский (гл. 5), ассист. Т.Н. Грицай (гл. 5. разд. 8.7), ассист. А.В. Зенков (разд. 3.5, 8.1), ст. преп. Л.П. Майкова (разд. 2.5 - 2.8, 7.7, 8.5), доц., канд. экон. наук С.Б. Нехорошков (разд. 9.2, гл. 11), доц., канд. экон. наук Е.Д. Николаева (разд. 2.1 - 2.4, 10.2), ассист. Н.И. Овечкина (гл. 5), доц., канд. экон. наук Л.К. Серга (разд. 3.1 - 3.3, 10.4), ст. преп. Т.Г. Трошина (разд. 8.4, 10.1, 10.3, 10.4), доц., канд. экон. наук С.Н. Чикин (разд. 7.1 -7.6,10.1), ассист. Е.С. Шмарихина(разд. 4.3), доц., канд. экон. наук Л.П. Ярославцева (разд. 3.4, 8.6).


Под редакцией кандидата экономических наук В.Г. Ионина.

Статистика: Курс лекций /Харченко Л. П., С78     Долженкова В. Г., Ионин В.Г. идр.; Под ред.
канд. экон. наук В.Г. Ионина. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2000. -310 с.
ISBN 5-86225-382-3 (ИНФРА-М) ISBN 5-7014-0049-2 (НГАЭиУ)
Учебное пособие охватывает основные разделы курса «Статистика», яв-ляющегося базовым для студентов НГАЭиУ всех специальностей и форм обучения. Курс включает два раздела: теорию статистики (развитие статис-тики, методы сбора и обработки данных, анализа статистических взаимо-связей) и вопросы применения статистики в конкретных исследованиях со-циально-экономических процессов (оценка уровня экономического разви¬тия, основных условий и факторов социальных и экономических процессов, факторов и результатов деятельности в сфере производства, уровни жиз¬ни).
Издание предназначено для студентов и всех интересующихся пробле-мами непосредственного анализа конкретных процессов в области произ-водства, учета и финансов.

07010000000-6   план изданий    ББКбО.бОр.ЗО
9К8 (Д=03)-96     НГАЭиУ 20-95
ISBN 5-86225-382-3 (ИНФРА-М) ISBN 5-7014-0049-2 (НГАЭиУ)
© НГАЭиУ, 1996,1997, 1998, 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Статистика» имеет целью дать студентам представле¬ние о содержании статистики как научной дисциплины, познакомить с ее основными понятиями, методологией и методиками расчета важнейших статистических аналитических показателей. В соответствии с этим данное учебное пособие охватывает самые общие начальные элементы статистической науки, и прежде всего важнейшие направления анализа социально-экономических процессов. В дальнейшем на базе курса «Статистика» изучаются конкретные статистические дисциплины: теория статистического наблюдения, анализ и прогнозирование временных рядов, классификации и группи¬ровки, многомерные статистические методы, экономическая и отраслевые статистики, анализ хозяйственной и финансовой деятельности. Что касается общеэкономических специальностей, данный курс служит основой для разработки и совершен¬ствования методов экономического анализа.
В первой части курса — «Теория статистики» — излагается история развития статистики как науки, рассматриваются основные этапы статистического исследования (статистическое наблюдение, сводка, группировка, расчет обобщающих показателей), индексный метод анализа, основы регрессионного и корреляционного анализа.
Вторая часть — «Статистика в прикладных исследованиях» — посвящена важнейшим понятиям и показателям анализа социально-экономических процессов, включая оценку основных факторов и уровня экономического развития страны, показатели затрат и результатов в сфере материального производства, методологию расчета показателей уровня жизни населения.
часть i. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ


Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ

1.1. Предмет, метод и основные категории статистики как науки
Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status — состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н. э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем — населения, домашнего имущества, земель в средние века.
У истоков статистической науки стояли две школы — немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.
Представители описательной школы стремились: а) систематизировать существующие способы описаний государств; б) создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему; в) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т. е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606-1661), Г. Ахенваль (1719-1772), А. Бюшинг (1724-1793) и др.

Со своей стороны, политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых харак¬теристик (меры веса и числа). Тем самым они увеличили арсенал статистических методов, способствовали возникновению статистики как теории статистического учета. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Школа политических арифметиков имела два направления: демографическое — Д. Граунт (1620-1674), Э. Гаплей (1656-1742) —и статистике-экономическое — глава школы В. Петти (1623-1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.
В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах.
Прогрессу статистической методологии в этом столетии способствовали работы представителей английской мате¬матической школы, в России — труды земских статистиков.
Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:
1)    под статистикой понимают отрасль практической
деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ
и публикацию массовых данных о самых различных явлениях
общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как
синоним словосочетания «статистический учет»);
2)    статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;
3)    статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.
Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет. Таковым является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, или их содержанием, а также количественное выражение закономер¬ностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.
Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т. е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
В статистике таких основных понятий пять.
1.    Статистическая совокупность — это совокупность
социально-экономических объектов или явлений общественной
жизни, объединенных некоей качественной основой, общей



  купить землю плодородную